Фоноскопическая экспертиза
Фоноскопическая экспертиза — экспертиза звукозаписей, которая необходима для исследования аудиозаписей разговоров, идентификации голоса и речи, выявления признаков монтажа и установления дословного содержания разговора. Предметом фоноскопической экспертизы являются фактические данные, обстоятельства дела, устанавливаемые на основе специальных знаний в области исследований видеоизображения и звука, условий, средств, материалов, следов видео- и звукозаписей, а также технологий закрепления указанной видео- и звуковой информации.
В зависимости от роли носителя информации объекты «Фоноскопическая экспертиза» делятся на следующие виды: исследуемые объекты (ИФ, ИВ); сравнительные материалы (образцы) – СФ, СВ; прочие материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, являются документами.
Например, протоколы осмотра предметов — процессуальные документы, составляемые следователями с целью фиксации отличительных признаков изъятых (обнаруженных) вещественных доказательств (CD-дисков, флеш-карт и т.п.), предметов или реквизитов документов.
Задача экспертов состоит не в том, чтобы быстро расшифровать фонограмму, а в том, чтобы установить дословно (без каких-либо сокращений) содержание разговора, зафиксированного на представленной фонограмме, а значит, предоставить информацию, имеющую действительно доказательственное значение по делу.
Стенограммы разговоров, содержащиеся в протоколах осмотра предметов, составляются лицами, во-первых, не обладающими специальными знаниями для установления дословного содержания; во-вторых, не уполномоченными для решения данной экспертной задачи (они выполняют иную процессуальную роль); в-третьих, не располагающими необходимыми техническими и программными средствами для решения
этой задачи.
Объектами исследования фоноскопической экспертизы являются видео- и звукозаписи, содержащие видео-, звуковую и иную информацию непосредственно о зафиксированном событии (в том числе о сопутствующих условиях и обстоятельствах записи) и об использованных технологиях и средствах фиксации события (в том
числе носителях информации), в результате применения которых указанные видео- и звукозаписи были сформированы.
Многогранность комплекса привлекаемых специальных знаний из различных областей гуманитарных и точных наук (акустики, радиотехники, физики, математики, телевидения, видеозаписи, информатики, прикладной лингвистики, фонетики, социологии, психологии и др.) свидетельствует об особой сложности фоноскопической экспертизы, проводимой в большинстве случаев комиссией экспертов (акустиком и лингвистом), использовании ими различных методов исследования сложноорганизованных объектов.
Использование средств и методов, разработанных в различных науках для проведения экспертных исследований звукозаписей, позволило криминалистам создать комплексные методики, с помощью которых эксперты в состоянии решать целый комплекс задач данного рода экспертизы.
В рамках «Фоноскопическая экспертиза» могут решаться идентификационные, диагностические, классификационные и ситуационные задачи. Идентификационная группа задач направлена на установление индивидуально – конкретного тождества:
- — идентификация личности говорящего по голосу и звучащей речи;
- — идентификация средств звукозаписи;
- — идентификация источников звука.
Диагностическая группа направлена на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов:
- — установление дословного содержания исследуемых разговоров, в том числе с применением средств улучшения разборчивости речи (шумоочистки);
- — установление признаков изменений видео- и звукозаписей, внесенных в процессе записи или после её окончания;
- — установление степени подготовленности звучащей речи.
Классификационные задачи имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе:
- — установление фрагментов с записью звучащей речи;
- — установление количества участников исследуемых разговоров;
- — установление реплик дикторов с голосами мужской, женской, детской группы;
Ситуационные задачи непосредственно направлены на реконструкцию исследуемого события, ситуации, их внешней обстановки. Такой задачей является, например, установление того, где проводилась запись исследуемой фонограммы: в закрытом помещении, на открытом воздухе, в салоне автомобиля и т.д.
При производстве фоноскопических экспертиз также могут быть решены такие практические задачи, как улучшение характеристики аудио- и видеозаписей, в том числе с применением средств шумоочистки.
В рамках "Фоноскопическая экспертиза" на разрешение экспертов могут ставиться следующие вопросы:
1. | Имеются ли на представленной фонограмме фрагменты с записью звучащей речи? |
2. | Каково дословное содержание разговора, зафиксированного на данной фонограмме (отдельных ее фрагментах)? |
3. | Сколько человек принимало участие в разговоре, записанном на представленной фонограмме? |
4. | Пригодна ли представленная на исследование фонограмма для идентификации говорящего по голосу и звучащей речи? |
5. | Мужская или женская звучащая речь записана на фонограмме? |
6. | Одним или разными лицами произнесена речь, записанная на представленных фонограммах? |
7. | Является ли представленная фонограмма непрерывной записью? |
8. | Является ли данная фонограмма оригиналом или копией? |
9. | Была ли изготовлена данная фонограмма на представленном на экспертное исследование звукозаписывающем устройстве? |
10. | Содержит ли представленная фонограмма признаки монтажа или других изменений, внесенных в процессе записи или после её окончания? |
11. | Какова природа звуковых сигналов, зафиксированных на представленной фонограмме? |
12. | Являются ли звуковые сигналы на фонограмме сигналами конкретного источника (указать источник)? |
13. | Каковы основные характеристики помещения, в котором производилась запись данной фонограммы? |
При идентификации личности по голосу и звучащей речи эксперту должны быть предоставлены образцы голоса и звучащей речи лица, подлежащего идентификации. При подготовке сравнительного материала следует учитывать, что на качество фонограммы образца влияет целый ряд факторов, в частности, технические параметры записывающей аппаратуры, акустические характеристики того помещения, в котором производится запись, эмоциональное и физическое состояние проверяемого лица.
В процессе экспериментальной записи используются различные формы и способы образцов звучащей речи:
- монолог — рассказ проверяемого лица по тематике, связанной с содержанием основной фонограммы. Применяя такую форму получения образцов, можно достигнуть их сопоставимости с исходной записью по смыслу, тематике, интонационной структуре отдельных фраз и высказываний;
- диалог — запись беседы или вопросов следователя, судьи и ответов проверяемого лица;
- чтение заранее неизвестных проверяемому лицу текстов в обычном и в ускоренном темпе.
Повторять чтение текста следует не менее 3-х раз. Если дело касается сообщения о заложенном взрывном устройстве, то текст данного сообщения сначала фиксируется в графической форме (1 вариант), затем в нем меняется порядок слов и предложений (2 вариант). Эти варианты текстов проверяемое лицо должно прочитать не менее 15 раз.
В ходе получения образцов устной речи не следует прерывать проверяемое лицо, надо дать возможность ему свободно высказаться, даже если он отклоняется от темы. Желательно получить образцы живой, свободной речи лица общей длительностью не менее 20-25 минут.
Свободные образцы звучащей речи – это образцы, которые возникли вне связи с расследуемым (рассматриваемым) событием (домашняя фонотека, публичные выступления, лекции и т.п.).
Связь с нами:
Тел: +7 (499) 346-72-77
Тел.: +7 (985) 487-72-77
WhatsApp / смс: +7 (985) 487-72-77
Эл. почта: info@hsep.ru
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)